Готовы ли Вы пожертвовать своими органами для спасения других людей?




 

Галина Гордеева: «Качество медпомощи – в приоритете»

Галина Гордеева: «Качество медпомощи – в приоритете»

Одним из основных приоритетов системы здравоохранения сегодня является обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности. В разные годы и на разных территориях страны применялись различные методические подходы к оценке качества медпомощи. Современный же этап развития этого вопроса характеризуется тем, что законодательно закрепляется единый для всех подход к проведению экспертизы качества и безопасности медицинской деятельности. Об этом мы говорим со специалистом-экспертом по организации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Министерства здравоохранения Чувашской Республики Г.В. Гордеевой.

– Галина Валентиновна, когда мы выбираем для себя врача или клинику, ориентируемся чаще всего на рекомендации родных, друзей и знакомых, отзывы в интернете. Срабатывает так называемое «сарафанное радио». Ведь каждый пациент хотел бы попасть на прием к хорошему врачу, в качественно работающую медицинскую организацию. А как их определить? Есть ли государственный контроль над медорганизациями?
– Конечно же, есть. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» свои функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения выполняют Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Их территориальные представительства есть в нашей республике. Кроме того, контролем объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию занимается территориальный фонд ОМС.
Также согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 21 декабря 2012 г. № 1340 «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» организован ведомственный контроль, который осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Министерствами здравоохранения РФ и Чувашской Республики) в подведомственных им организациях. Например, находящиеся у нас в Чебоксарах Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, а также ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» подлежат ведомственному контролю федерального уровня. А организации, подведомственные Министерству здравоохранения ЧР, проверяются нашим министерством.
– Каким образом осуществляется ведомственный контроль за качеством медицинской помощи?
– Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется лицами, уполномоченными к проведению ведомственного контроля, клинико-экспертными комиссиями, организованными согласно приказу Минздрава региона, и главными штатными и внештатными специалистами органов управления здравоохранением. В необходимых случаях привлекаются сотрудники вузов, НИИ и других учреждений на договорной основе.
Задачи ведомственного контроля – предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством РФ об охране здоровья граждан. Это и соблюдение объемов, сроков и условий медпомощи, и устранение последствий и причин нарушений, и создание системы оценки деятельности работников, участвующих в оказании медицинских услуг.
Ведомственный контроль проводится посредством плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки медицинских организаций (МО) – не чаще, чем один раз в год. Внеплановые проверки организуются по обращениям граждан с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, для контроля исполнения ранее выданных предписаний, проверки статистической отчетности или данных мониторинга и т.д.
По объему ведомственные проверки подразделяются на целевые и комплексные. Целевые проводятся для рассмотрения конкретного случая оказания (неоказания) гражданину медицинской помощи, отдельных показателей деятельности подведомственного органа или организации. Комплексные проходят в целях исследования совокупности показателей, случаев, обращений, фактов, обобщенных по однородному признаку, а также деятельности подведомственного органа или организации в целом.
Срок проведения каждого вида проверки не должен превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных исследований, анализов, экспертиз, срок проведения проверки может быть продлен, но не более, чем на двадцать рабочих дней.
О проведении плановой проверки организации уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения. О проведении внеплановой проверки – не менее, чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. В случае, если в результате деятельности подведомственного органа причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление о начале проведения внеплановой проверки не требуется.
– Сколько плановых и внеплановых ведомственных проверок было проведено в прошлом году? И сколько запланировано на 2016 год?
– В 2015 году прошли 21 плановая и 214 внеплановых проверок. Вынесено 173 предписания. Выявлены нарушения в части проведения объемов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в МО, в редких случаях – несоблюдение стандартов медицинской помощи, замечания по качеству проведения диспансеризации определенных групп населения, диспансерного наблюдения пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, проведения врачебных консилиумов и работе врачебной комиссии, ведения медицинской документации, информированного добровольного со­гласия на оказание медицинской помощи, нарушения этики и деонтологии.
В структуре обращений граждан в Минздрав Чувашии первое место занимают обращения, связанные с недовольством организации предоставляемой ме­дицинской помощи (45,7%). В том числе: очереди для получения медицинских услуг при записи на прием к узким специалистам; длительное ожидание диагностических исследований (КТ, МРТ, УЗИ); длительное ожидание госпитализации, дефицит кадров. Из проверенных обращений данной категории 20% оказались обоснованными.
Второе место занимают обращения по вопросам качества оказания медицинской помощи (16%). При проведении документарных проверок по обращениям граждан выявлены следующие дефекты в оказании медицинской помощи: нарушение Порядков проведения диспансерного наблюдения при хронических заболеваниях, диспансеризации отдельных групп взрослого населения, нарушение Порядков оказания медицинской помощи в плане стандартов оснащения; направление на санаторно-курортное лечение, нарушения проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством и др.
Обращения, связанные с этикой и деонтологией медицинских работников, составили 4,8%. Оставшуюся часть – 8,7% составляют обращения, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, направлением на высокотехнологичную (специализированную) медицинскую помощь, недовольством результатами медико-социальной экспертизы. На 2016 год запланированы 13 проверок.
– Что делается при выявлении нарушений?
– По результатам проверок в рамках ведомственного контроля составляется акт проверки. При выявлении нарушений руководителю или уполномоченному представителю подведомственного органа выдается предписание о необходимости их устранения с указанием сроков. А органом исполнительной власти принимаются меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. По результатам проведенных проверок в 2015 г. вынесено 3 выговора руководителям МО, 65 выговоров врачам-специалистам с лишением стимулирующих выплат. В I квартале 2016 г. Министерством здравоохранения Чувашии выговора не выносились. По итогам проверок Росздравнадзора в 2015 г. составлено 14 протоколов и вынесено 14 решений, в I квартале 2016 г. – 3 протокола и 3 вынесенных решения.
– Минздравом Чувашии в прошлом году был запущен проект «Во имя пациента». Это тоже ведомственный контроль?
– Это комплексная проверка медицинских организаций как со стороны профессионального медицинского сообщества, так и со стороны широкой общественности. Здесь объединены воедино ведомственный контроль и контроль со стороны пациентов (потребительский), его также можно назвать независимой оценкой, которой сегодня в российском здравоохранении уделяется большое внимание. Это еще один шаг к повышению качества предоставляемых медуслуг.
В соответствии с этим проектом аудит МО обычно длится три недели, в течение которых специально обученные «агенты здоровья» от Молодежного правительства Чувашской Республики собирают и анализируют информацию о работе МО. При этом оцениваются как организация качества и безопасности медицинской деятельности, профилактическая работа с населением и предприятиями в зоне обслуживания МО, так и умение персонала общаться с людьми и разрешать конфликтные ситуации, время ожидания в очереди и многое другое. Кроме того, «агенты здоровья» проводят анкетирование пациентов по исследованию комфортности предоставления услуг в поликлиниках.
Оценку работе МО дают на открытой встрече министра здравоохранения ЧР с пациентами учреждения. Кроме того, параллельно с волонтерами, в лице молодежного правительства, которые проводят социологический опрос пациентов по вопросам удовлетворенности оказания медицинской помощи, работу МО проверяют и специалисты Минздрава, в том числе главные внештатные специалисты министерства, по своим направлениям – главный терапевт, главный кардиолог и так далее, которые дают оценку качества оказания медицинской помощи по своему профилю и рекомендации. После этого Минздрав Чувашии проводит работу над выявленными замечаниями уже с руководством и коллективом МО. Через полгода проводится повторный аудит МО, который показывает, насколько успешно администрация МО справилась с поставленными задачами и выявленными нарушениями. Жизнь показала, что это хорошая практика, правильно воспринятая медицинским сообществом и одобренная пациентами. Министерство оценило результаты проведенного проекта, опыт работы в дальнейшем будет продолжен.
– Существует ли контроль на уровне самой медицинской организации?
– Да, это внутренний контроль качества и безопасности, осуществляемый в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 14 октября 2013 г. «Об организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики».
Внутренний контроль выявляет дефекты лечебно-диагностического процесса, а также факторы, приведшие к снижению качества оказания медпомощи. Он же оценивает оптимальность использования кадровых и материально-технических ресурсов. Ответственным за организацию внутреннего контроля приказом главного врача назначается заместитель руководителя МО (иначе говоря, зам. главного врача). Внутренний контроль осуществляется на трех уровнях. Первый – руководителем структурного подразделения, второй – заместителем руководителя, третий – врачебной комиссией МО.
Руководитель структурного подразделения в течение месяца оценивает конкретные случаи оказания медицинской помощи, фиксируя результаты в карте внутреннего контроля качества. Выявленные недостатки анализируются и передаются заместителю руководителя МО для принятия управленческого решения. Контроль первого уровня осуществляется не реже одного раза в неделю. Внутренний контроль проводится по медицинской документации (история болезни пациента и медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
Заместитель руководителя МО проводит внутренний контроль на втором уровне в разрезе структурных подразделений и учреждения в целом. Он анализирует случаи оказания медпомощи первого уровня, оценки конкретных случаев оказания медпомощи с заполнением карты. Это происходит в течение квартала. Результаты оформляются в журнале внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Врачебная комиссия осуществляет внутренний контроль на третьем уровне. Председателем комиссии обычно является руководитель МО или его заместитель, в ее состав включаются заведующие структурными подразделениями, врачи-специалис­ты из числа работников МО. Комиссия оценивает соблюдение порядков и стандартов оказания медицинской помощи структурными подразделениями и учреждением в целом, оптимальность выбора медтехнологий, соответствие штатного расписания и т.д.
– Какие случаи подлежат внутреннему контролю в обязательном порядке?
– Внутреннему контролю всех уровней подлежат случаи летальных исходов, первичные выявления запущенных онкологических заболеваний, внутрибольничные инфицирования и нежелательные реакции на лекарственные препараты, случаи заболеваний со значительно удлиненными или укороченными сроками лечения, а также случаи расхождения заключительных клинических и патологоанатомических диагнозов, жалобы пациентов на качество оказания им медпомощи и т.д.
Объемы для внутреннего контроля определяются с учетом структуры, мощности структурных подразделений, объемов оказываемой медпомощи в МО.
Для руководителей структурных подразделений МО, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и вне учреждения (скорая помощь) – ежемесячно не менее 0,5% от числа законченных случаев оказания медпомощи.
Для руководителей структурных подразделений МО, оказывающих медпомощь в условиях дневного стационара и в стационарных условиях – ежемесячно при мощности 10 коек и менее – 100% случаев; от 11 до 25 коек – не менее 50% случаев; 26 коек и более – не менее 30% от числа законченных случаев оказания медпомощи.
Для заместителей руководителей учреждения – ежеквартально не менее 50 законченных случаев оказания медпомощи (в том числе случаев внутреннего контроля первого уровня). Как видите, это достаточно серьезная и объемная работа!
– Есть ли четкие критерии измерения качества оказываемых медицинских услуг?
– За несколько последних лет была проведена большая работа по созданию системы обеспечения качества медицинской помощи. Минздравом РФ разработаны и внедрены 66 порядков оказания медицинской помощи по основным профилям, 1120 клинических рекомендаций (или протоколов лечения) по более чем 4000 нозологическим формам (кодам) МКБ-10. Также утверждены и зарегистрированы около 1,9 тыс. стандартов медицинской помощи. На основе этих документов определены критерии качества оказания медицинской помощи по основным профилям, а также разработана и внедрена (в марте 2015 года) система мониторинга критериев качества, включая ключевые индикаторы качества медицинской помощи по 7 группам заболеваний – основным причинам смерти (болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов пищеварения, дыхания, инфекционные и паразитарные заболевания, включая смертность от туберкулеза, смертность от внешних причин, смертность от дорожно-транспортных происшествий, детскую смертность). Для тех, кто хочет более подробно ознакомиться с нашими документами, на сайте Минздрава Чувашии создан специальный баннер.
25 августа 2015 г. вступил в силу приказ Минздрава России № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Критерии, установленные приказом, действительны для медицинских учреждений любой организационно-правовой формы.
Согласно этому документу, качество медицинской помощи определяется совокупностью характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Важными критериями качества являются формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, отсутствие прогнозируемых осложнений, проведение консилиума врачей при затруднении в установлении диагноза, осуществление диспансерного наблюдения и т.п.
Кроме того, приказ регламентирует своевременное заполнение медицинской документации, наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, в случае необходимости при лечении в стационарных условиях – перевод пациента в другую медицинскую организацию.  
– Многих пациентов волнует время ожидания при оказании медицинской помощи. Регламентированы ли законом показатели времени?
– Да, это также один из критериев качества медпомощи. Согласно программе госгарантий, срок ожидания приема врача общей практики и врача-педиатра участкового не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента в МО. Проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях должно быть не позднее 2 часов с момента обращения пациента в регистратуру медучреждения, консультация врача-специалиста – не более, чем через 14 календарных дней со дня обращения пациента. Время ожидания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи – не более 30 календарных дней со дня выдачи направления на госпитализацию.
При экстренной госпитализации диагноз вам должны установить не позднее 24 часов с момента поступления в профильное отделение (без экстренных показаний – в течение 10 дней с момента обращения).
Регламентировано и время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи. Оно не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. Однако в некоторых случаях оно может быть скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, других особенностей регионов.
Хочу отметить, что благодаря оптимизации работы службы среднее время ожидания бригад скорой медицинской помощи сократилось с 14,1 мин. в 2013 г. до 13,2 мин. в 2015 г., процент своевременности прибытия бригад на вызов увеличился с 94,8% в 2014 г. до 95,8% в 2015 г.
– Расскажите поподробнее о стандартах качества медпомощи.
– С качеством оказания медицинской помощи неразрывно связаны обеспечивающие его механизмы, такие, как лицензирование, аккредитация медицинских организаций и сотрудников, сертификация лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медтехники, а также стандартизация медицинской деятельности.
Стандарты медицинской помощи разрабатываются в соответствии с показателями Программы государственных гарантий, и их выполнение гарантируется гражданам на всей территории Российской Федерации. В данный момент все стандарты оказания медпомощи поделены на типы: первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная и паллиативная медпомощь. Документы об утверждении стандартов медицинской помощи ежегодно обновляются. С каждым годом порядок оказания помощи совершенствуется, дополняется соответственно развитию медицины, технологий, науки. При составлении этого порядка учитывают международный опыт, национальные особенности, рекомендации экспертов.
Государственные стандарты в области здравоох­ра­нения устанавливают минимально допустимый уро­вень удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи, предоставляемой бесплатно и финансируемой за счет средств бюджетов всех уровней и средств фондов обязательного медицинского страхования, включая скорую медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение. В стандартах указаны все медицинские услуги с усредненными показателями частоты предоставления и кратности применения (диагностические исследования, осмотры врачей-специалистов и т.д.), лекарственные препараты, которые должны предоставляться пациенту бесплатно. То есть пациенту должны оказать медицинскую помощь согласно стандарту, соответствующему его заболеванию. Решение о назначении того или иного вмешательства, диагностических исследований, лекарственных препаратов, указанных в стандарте медицинской помощи, принимается лечащим врачом с учетом состояния пациента, течения заболевания, фиксируется в медицинской документации и подтверждается письменным согласием пациента на оказание медицинской помощи. Если медицинская организация самостоятельно не может выполнить стандарт медицинской помощи, то она направляет пациента для проведения ряда медицинских услуг, предусмотренных стандартом, в медицинскую организацию II, III уровней согласно порядкам и маршрутам оказания медицинской помощи. Суточные и курсовые дозы лекарственных препаратов, назначаемых пациентам, могут быть изменены по медицинским показаниям с учетом инструкции по применению и в соответствии с состоянием, к примеру, при развитии аллергических или токсических реакций, индивидуальных особенностей организма, наличия сопутствующих заболеваний или состояний.
Можно сказать, что разработанная модель стандартов представляет собой средний для каждого заболевания «прейскурант» на диагностику и лечение с обозначением средней востребованности в той или иной медицинской услуге, в том или ином лекарстве или изделии. Это нужно, в первую очередь, для планирования бюджета страны и республики на предстоящий год для оказания медуслуг населению.
– Для всех ли случаев созданы стандарты оказания медпомощи и выполняются ли они в Чувашии?
– В соответствии со стандартами теоретически можно рассчитать стоимость медицинских услуг, определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, учесть необходимое лекарственное обеспечение этих программ (список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств), обосновать подушевые нормативы финансирования. Однако, как сообщила министр здравоохранения РФ В.Скворцова, для такого расчета нужно стандартизировать 32 тысячи заболеваний, входящих в Международную классификацию болезней (МКБ-10). Затем оценить стоимость каждого заболевания на основе среднего числа пациентов за прошедший год, просчитать ориентировочную общую стоимость всего объема помощи за год, сравнить эту сумму с реальными возможностями финансового обеспечения и, определив размер необходимой «оптимизации», внести в стандарты изменения таким образом, чтобы выйти на реальную величину. Однако сделать это на практике очень сложно. Даже если утвердить 32 тысячи стандартов (по числу заболеваний), реальная стоимость лечения не будет соответствовать «стандартизованной». Работа с ними будет невозможной из-за их лавинообразного устаревания, необходимости бесконечно вносить смысловые и ценовые поправки.
Как считает министр здравоохранения России, стандарты нужны только для «ручного управления», если нужно «вытянуть» финансирование конкретных заболеваний, в особенности тех, что стоят на первых местах среди причин смерти в России, в конкретных регионах, а также для оплаты лечения редких (орфанных) болезней. Для универсального использования на практике создаются единые для всей страны порядки оказания медицинской помощи по всем основным заболеваниям и протоколы их лечения.
Если говорить о соблюдении стандартов оказания медпомощи в республике, то они соблюдаются во всех медицинских организациях, находящихся в ведении Минздрава Чувашии. Лекарственные препараты, не входящие в перечень стандартов медицинской помощи и в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), при необходимости назначаются пациенту решением врачебной комиссии МО.
– Назовите основные факторы, влияющие на качество медпомощи.
– Важнейшие факторы – это финансирование отрасли, о чем мы уже говорили выше, нормативно-правовое обеспечение, материально-техническое оснащение МО, обеспеченность врачебным персоналом, руководство сестринской помощью, профессиональная компетенция медицинских сестер, наличие стойкой положительной мотивации сохранения и укрепления здоровья у пациентов.
Нормативно-правовое обеспечение – это и единые требования к качеству медпомощи, формализованные в виде порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения), и единые принципы организации лечения и маршрутизации больных, единые перечни гарантированных государством лекарств и медизделий. Сюда же входят финансово-экономические нормативы и стандартизированные методы оплаты. Все это помогает достигать качественной помощи при сохранении ее доступности для всех граждан.
– И что в этом смысле делается в Чувашии?
– Говоря о материально-техническом оснащении МО, нужно напомнить, что в соответствии с Приоритетным национальным проектом «Здоровье» с 2006 года в республике проводится модернизация здравоохранения, создаются условия для внедрения самых современных медицинских технологий. Также проводятся ремонт, переоснащение и компьютеризация МО. Могу напомнить, что в рамках нацпроекта в здравоохранение республики с 2006 по 2014 гг. было вложено более 20 млрд руб., а по Программе модернизации здравоохранения Чувашии за 2011-2013 годы – около 5 млрд руб.
В прошлом году более 58 млн рублей из средств республиканского бюджета ЧР было направлено на ремонт 12 объектов здравоохранения. В 2015 г. было закуплено более 1100 единиц компьютерной и оргтехники и более 500 единиц медицинского оборудования.
Продолжается реализация мероприятий по устранению кадрового дефицита в отрасли здравоохранения. В настоящее время численность врачей в Чувашской Республике составляет 5194 человека, в том числе в сельской местности – 935 человек. Укомплектованность врачами на селе за 2015 г. составляет 77,8%, что превышает прошлогодний показатель на 2,1%. Дефицит врачей по республике за последние 5 лет увеличился на 2,1%.
По программе «Земский доктор» в медицинские организации, расположенные в сельской местности, привлекаются молодые специалисты. Кроме того, возраст участников программы недавно был увеличен до 50 лет, т.к. люди в более зрелом возрасте (а значит, и с большим опытом) нередко чаще, чем молодые специалисты, выражают готовность переехать из города в районы республики. Тем более, что «подъемный» 1 млн рублей позволяет обзавестись на новом месте приличным жильем. Всего за время реализации программы «Земский доктор» в медицинские организации республики трудоустроилось 278 врачей, в том числе 39 врачей в 2015 г., среди которых 9 врачей старше 35 лет. Таким образом, реализация программы «Земский доктор» привела к росту обеспеченности врачами в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, с 18,3 (2011 г.) до 19,5 (2015 г.) на 10 тыс. населения. Целевой показатель обеспеченности врачами в медицинских организациях в сельской местности – 20,1.
Для стимулирования притока в отрасль молодых специалистов предпринимаются и другие меры: заключаются договора о целевом обучении в медицинских вузах, выплачиваются различные субсидии, компенсационные и стимулирующие денежные выплаты, предоставляется в пользование служебное жилье. На сегодняшний день такими мерами социальной поддержки воспользовались 6389 специалистов.
По поводу повышения профессионализма медицинских сестер можно сказать, что современные медсестры выходят из учебного заведения с большей степенью подготовки. Учебная программа, по которой их готовят, помимо изучения общегуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и общепрофессиональных дисциплин, предусматривает еще и подготовку по экономике, маркетингу, менеджменту, педагогике, психологии управления и правовым вопросам медицинской деятельности. Поэтому, попадая в профессиональную среду, этот высококвалифицированный специалист легко адаптируется и развивает свои знания и умения.
Ну, а касаясь наличия стойкой мотивации сохранения здоровья в менталитете пациентов, подчеркну, что на сегодняшний день основными жизненными ценностями в обществе считаются материальные блага, а здоровье – лишь способ заработать их. Типична ситуация, когда у пациентов нет понимания ценности собственного здоровья и ответственности за его сохранность. При этом отсутствуют навыки здорового образа жизни. Даже при обнаружении хронического заболевания у людей зачастую не возникает желания избавиться от вредных привычек, к примеру, от курения и злоупотребления алкоголем. Поэтому пересмотреть свое отношение к здоровью, семье, работе, активно включиться в процесс выздоровления для пациента – один из необходимых факторов, влияющих, в том числе, на качество оказания медпомощи. Ведь если помогать человеку, который не желает принять эту помощь, то это игра в одни ворота, цель которой не будет достигнута.
– В связи с быстрым развитием цифровых технологий есть ли какие-то новые виды контроля в медучреждениях?
– Новым становится контроль с помощью информационных ресурсов, которые сегодня собирают и аккумулируют разноплановую информацию. Например, у нас действует Медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ), который осуществляет сбор, обработку, хранение и комплексный анализ информации о состоянии здоровья населения Чувашской Республики и деятельности региональной системы здравоохранения.
Информация, циркулирующая в МО, во многом определяет возможности функционирования как самой организации, так и системы здравоохранения в целом. На основе накопленных данных в оперативном режиме происходит принятие управленческих решений, касающихся диагностики и лечения пациентов, формирования потоков пациентов, планирования и распределения ресурсов организации.
Анализ медицинских статистических данных о сети, кадрах, деятельности медицинских организаций с помощью современных информационно-коммуникационных технологий межотраслевой системы сбора, обработки, хранения и представления информации, обеспечивает динамическую оценку состояния здоровья населения и принятие решений, направленных на его улучшение.
Также у нас в Чувашии уже 6 лет функционирует Медицинский портал «Здоровая Чувашия», на котором созданы информационные баннеры по правам пациентов, приводятся ссылки на ресурсы Минздрава России и Минздрава Чувашии, на которых находятся базы стандартов и порядков оказания медпомощи, маршрутизации пациентов по нозологическим направлениям. Здесь любой пациент легко найдет все материалы Программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи в Чуваши и в России, а также контакты контролирующих организаций. Все это может быть полезно для понимания того, какой должна быть медицинская помощь.
Чувашия первая в России осуществила такой масштабный информационный проект в области здравоохранения, когда были созданы сайты всех государственных МО республики, а также сайты главных внештатных специалистов и специалистов-экспертов Минздрава ЧР. Соответственно, изучая и анализируя информацию, имеющуюся на базах этих информационных ресурсов, можно контролировать деятельность МО, лицензирование, оснащение медицинским оборудованием, укомплектованность специалистами с соответствующей квалификацией и т.п. Этот новый вид контроля может быть использован как государственными контролирующими органами, так и ведомственными.
Но я также обращаю внимание пациентов на то, что на всех сайтах МО они могут оставлять не только свои отзывы, комментарии, благодарности врачам, но и указывать на недостатки в работе, приводить примеры конкретных нарушений в сфере оказания медицинской помощи. Есть такая возможность и на сайте министерства, где можно задать вопрос министру, действует телефон «горячей линии» по единому номеру 8 (8352) 26-15-15.
Ежегодно в Министерство поступает около 3,5-4 тыс. обращений от граждан, все эти обращения рассматриваются, и ни одно не остается без внимания.
Все указанные мною выше способы связи с пациентами также позволяют и специалистам Минздрава ЧР, и главным врачам МО контролировать ситуацию, принимать меры для повышения качества медицинской помощи для жителей республики.
– Посещая разные медорганизации республики и анализируя результаты проверок, как вы считаете, повышается ли качество медпомощи в Чувашии?
– Иногда даже просто зайдя в поликлинику, мы видим, что здесь проделана немалая работа. Но это не просто изменение внешнего облика – это работа по новым технологиям управления. Все здесь направлено на повышение качества оказания медицинской помощи. В некоторых МО установлена специальная информационная система, которая позволяет регулировать потоки пациентов, или есть инфоматы для регистрации в «электронной очереди», с помощью которых пациент может получить талон к врачу самостоятельно. Специалисты call-центра принимают звонки от пациентов и проводят запись их на прием к врачам-специалистам, оформляют вызов участкового терапевта и врачей общей практики (семейной медицины) на дом, что позволяет значительно «разгрузить» медицинских регистраторов.
О повышении качества оказания медицинской помощи могут свидетельствовать и такие достижения. За последние пять лет продолжительность жизни в республике увеличилась на 2,8 года. Тогда как за предыдущие 10 лет она увеличилась только на 2,5 года. То есть темпы роста продолжительности жизни за последние три года увеличились в три раза! Это результат ранней профилактики, раннего выявления и лечения заболеваний, проведения определенных профилактических мероприятий, диспансеризации определенных групп населения. Также у нас выросло число долгожителей, чей возраст превышает 90 лет. В 2015 г. в республике реализованы планы снижения смертности по 7 самым значимым причинам смерти населения, что позволило сохранить более 500 жизней пациентов и значительно снизить показатели смертности. Практически по всем демографическим показателям, за исключением показателя смертности от ДТП, достигнуты целевые значения, обозначенные к достижению в 2018 г. в «майских» указах Президента России.
С 2010 г. общий объем финансирования отрасли здравоохранения Чувашии возрос в 1,9 раза, и сегодня в рамках задания по обеспечению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Чувашской Республики медицинской помощи на каждого жителя республики тратится в среднем 9800 руб. С каждым годом растут и объемы оказываемой медицинской помощи. В 2015 г. каждый житель республики посетил поликлинику почти 12 раз, треть из которых – с профилактической целью, каждый третий вызвал скорую медицинскую помощь, каждый пятый пролечился в стационаре, более половины пролечилось в дневных стационарах.
На повышение качества предоставления медпомощи направлены и реализация программы «100 новых ФАПов», и пилотный проект «Новая поликлиника», который запущен во всех МО гг. Чебоксары и Новочебоксарск с целью улучшения качества оказания медицинской помощи за счет повышения эффективности работы поликлиник. Развивается у нас и такое важное направление отрасли здравоохранения, как медицина высоких технологий. Она стала доступнее: ее объемы увеличились за последние пять лет почти в 2 раза.
В рейтинге эффективности систем здравоохранения регионов Чувашская Республика в настоящее время занимает 4 позицию в Приволжском федеральном округе и 18 – в Российской Федерации. Судя по соцопросам, качеством оказываемой медпомощи в среднем в стране довольны 45% жителей, в Чувашии – 57%. Наши пациенты стали более информированы, и большинство из них стало обращаться за медицинской помощью вовремя, что повышает результат выздоровления в разы.
Подготовили Н. Володина, В. Золотова

Дата публикации: 29.07.16

Источник публикации: "Медицинский вестник"

В список публикаций
 
Нам важно ваше мнение!!!
зайдите сюда
(8352) 58-45-87